В парламенте зарегистрировано несколько законопроектов об увеличении времени пребывания иностранных автомобилей до года, а фискальная служба предлагает "рассрочку".
Еженедельно на западных границах Украины пробки из нерастаможенных автомобилей, чтобы решить проблему фискальная служба предлагает водителям вместо растаможки оплачивать таможенные сборы по частям на протяжении 33 лет, а депутаты хотят за продление срока пребывания таких машин собирать по 6000 грн. Эксперты отмечают, такие решения создадут еще больше проблем.
Оплата всех таможенных сборов с автомобиля в Украине составляет почти половину его стоимости. Украинцы, которые живут в приграничных регионах, покупают машины в основном в соседних странах – Польше, Венгрии и Словакии, – где они на порядок дешевле, чем у нас. А чтобы не платить налоги на ввезенный автомобиль – пользуются возможностями законодательства, которые позволяют иностранному авто находиться на территории Украины до 5-10 дней. Из-за этого на границе постоянные очереди. Вместе с тем, собственники таких машин, периодически блокируя дороги, требуют увеличить срок пребывания в Украине, некоторые даже согласны платить фиксированную ежегодную сумму. Похоже, таможенники и Верховная Рада уже готовы пойти на уступки: в парламенте зарегистрировано несколько законопроектов об увеличении времени пребывания иностранных автомобилей до года, а фискальная служба предлагает "рассрочку" на растаможку машины на 33 года. Пострадает ли от этого рынок автомобилей Украины и когда машины без украинской регистрации смогут ездить по стране без препятствий, пишет сайт "Сегодня.ua".
Ездить на иностранном автомобиле год без штрафов, но за оплату
В Верховной Раде зарегистрировано множество законопроектов, которые различным способом предлагают упростить жизнь собственникам автомобилей с иностранной регистрацией. Так, в парламенте лежит четыре проекта закона, которые предлагают увеличить срок пребывания иностранных автомобилей. Законопроект №1393 предлагает увеличить срок транзита для автомобилей до 30 дней, законопроект №1393-1 – до 60, есть и проект закона предлагающий собирать по 408 грн за продление пребывания на территории Украины. А законопроекты №2359а и №4223 разрешают гражданам Украины ввозить автомобиль с иностранной регистрацией на год без дополнительных требований. Также недавно в эфире "5 канала" замдиректора департамента организации таможенного контроля ГФС Евгений Сафонов заявил, что служба внесла в профильный комитет Верховной Рады предложение разбить таможенные платежи по 0,25% от стоимости автомобиля в месяц, но такую возможность хотят предоставить только для автомобилей с экостандартами ниже Евро-5.
"Собственникам машин с иностранной регистрацией будет предложено уплачивать по 0,25% от всех необходимых таможенных платежей за растаможку автомобиля в месяц. Это даст беспроцентную рассрочку по уплате таможенных платежей на 33,3 года", – сказал он.
Похожую идею для иностранных автомобилей старше 5 лет озвучил нардеп Владимир Парасюк. Он предлагает, чтобы собственники автомобилей с иностранной регистрацией, которые не соответствуют экостандартам Евро-5 ‑ а такие машины не могут быть растаможены по законодательству, – платили каждый год по 6000 грн. Для этого им нужно будет получить номера со специальным индексом.
"Для начала будет установлен трехмесячный срок, в течение которого все владельцы нерастаможенных авто будут обязаны выехать за границу и въехать заново, чтобы оплатить сбор и получить временную регистрацию своего авто в Украине. Будут разработаны номерные знаки с определенным индексом, который поможет отличать автомобили этой категории от других. Оригинальные номерные знаки останутся у собственника, чтобы он мог с ними выезжать за границу при необходимости. После окончания этих трех месяцев – все, кто не легализовал свой автомобиль, понесут ответственность", – рассказал в интервью AUTO.RIA Парасюк.
Не решат проблемы, а создадут новые?
Такие предложения фискалов и депутатов вызывают негативную реакцию, как со стороны собственников иностранных автомобилей, так и экспертов. Оптимальное решение – снизить таможенный сбор для всех автомобилей хотя бы до уровня льготных акцизов, принятых Радой июле этого года, считают эксперты.
Идея разбить таможенные платежи на части создаст массу проблем для самих налоговиков, считает директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. Во-первых, для того, чтобы контролировать все автомобили придется увеличить штат налоговиков, что потянет и увеличение расходов из бюджета. Во-вторых, создает неравные для автомобилей, которые соответствуют экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6.
"Сколько сотен налоговиков придется взять на работу, чтобы контролировать уплату? Говорится, что эту процедуру разрешат для автомобилей, которые не соответствуют Евро-5, то есть автомобилям старше 5 лет. Получается, те кто купил автомобиль, который соответствует экостандартам не может воспользоваться таким правом. По стамбульской конвенции, разрешается иностранным автомобилям находиться на территории страны год. Сейчас депутаты могут действительно разрешить такой режим. Но в конвенции не прописано, что автомобиль должен быть старше 10 лет, или соответствовать Евро-5", – говорит Олег Назаренко.