Главное, что объединяет в единое целое хореографические номера «Шопенианы» (мировую известность балет приобрел под названием «Сильфиды») - это настроение, его тончайшие нюансы и оттенки. Ключевое его наполнение — красота, поэзия, грация. По мнению хореографа, танец должен не только радовать глаз, но и проникать в душу. Однако, танец на пуантах, увлеченный погоней за акробатическими трюками, растерял указанные драгоценные свойства. Фокин задумал вернуть первозданную легкость и естественность романтического балета времен Марии Тальони. Подбор фортепьянных пьес Шопена, он взял на себя, обнаружив поразительную тонкость музыкального вкуса, не позволившую навязать композитору банальный сюжет. По сути это был первый бессюжетный балет. Сюжет уступил место танцевальным ансамблям, предвещая торжество бессюжетных балетов ХХ века.

В противостоянии с предыдущей балетной эпохой, Фокин изменил её облик. Он одел танцовщиц в удлиненные светлые тюники, с тех пор называемые «шопенками». Их гладко причесанные головки украсили венчики цветов. Довершали образ сильфиды (неуловимой мечты) прозрачные крылышки за спиной танцовщиц.

Да, он заставил публику забыть о «стальном носке», вихревых турах и бравурной уверенности балерин-виртуозок Мариуса Петипа. Как выяснилось, ненадолго. «Шопениана» Фокина вызвала новый виток интереса к академическому балету и не теряющим актуальности «Grand-pas» Петипа. И все же хореограф-новатор успел привить зрителю вкус к бессюжетному танцу, где он не менее выразителен и самоценен, чем музыка.

Чуть вздрогнув, раздвинется занавес, обнажая пространство сцены. На фоне романтического пейзажа перед зрителем предстанет недвижная группа танцовщиц. В центре её Юноша — поэт, влюбленный в мечту. С первыми звуками шопеновского ноктюрна эти фантастические видения оживут, чтобы начать свой пленительный танец, словно сотканный из сладостных грёз, балеринской женственности, таинственных любовных признаний. 

Хореография Мариуса Петипа

Л. Минкус

ПАХИТА /Grand-Pas/

Вечные секреты Петипа

«Пахита» - так называют сегодня БОЛЬШОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ПА на музыку Л. Минкуса из одноименного балета, поставленного 29-летним Мариусом Петипа в 1847, сразу по приезде в северную столицу российской империи. Это был грандиозный спектакль с атрибутикой крутого детектива: цыганами и контрабандистами, ядом в бокале и тайником в камине, кинжалами, похищениями и свадебным хеппи-эндом. У публики «Пахита» пользовалась ошеломляющим успехом. В 1881г. повзрослевший Петипа заказал придворному композитору Минкусу дополнительный балетный акт, названный авторами Grand-pas. (Созвучные по смыслу и эмоциональному наполнению определения: парадное па, балетный бал, свадебное па). Он стал триумфом Петипа - Минкуса и кульминацией балета «Пахита». Музыка спектакля пронизана атмосферой радости и оптимизма. В ней чередуются ритмы вальса, галопа, польки и канкана. Балет состоит из Антре (появление персонажей), Адажио (лирический дуэт героев), Вариаций (ряда технически сложных танцев), Коды (бравурный финал). Хореография отличается ст
ройностью композиции и виртуозностью партий солистов.

Во времена постреволюционные «Пахиту» изъяли из репертуара Мариинского театра. Уцелело лишь знаменитое Гранд па. Скажем прямо, немногие из театров рискуют ставить этот БАЛЕТНЫЙ ПАРАД, ввиду сложностей его исполнения. Но в нем, как в сказочном золотом орешке, заключена квинтэссенция созданий хореографического гения Мариуса Петипа.